Вспоминая о Бородино

В истории нашей страны есть много знаменательных дат и событий, но думаю, никто не будет оспаривать тот факт, что некоторые из них затмевают все прочие. Можно сожалеть о том, что эти события чаще всего трагичны, но ведь, у России особая судьба...

В ходе кампании 1812 г. Наполеон Бонапарт планировал втянуть русскую армию в генеральное сражение, пользуясь значительным превосходством в численности, разгромить противника и принудить российского императора Александра I к капитуляции. Русская армия планомерно отступала в глубь своей территории, избегая решительного сражения, и отсутствие серьезных боев пагубно действовало на офицеров и солдат, поэтому генерал Кутузов, недавно назначенный главнокомандующим, принял решение дать Бонапарту генеральное сражение. Он учитывал, что французские войска вынуждены были распылять свои силы, и поэтому вражеская армия серьезно сократилась в численности. В тоже время, российский главнокомандующий не имел никаких иллюзий относительно сил противника и его возможностей, и понимал, что Бонапарт как полководец чрезвычайно опасен, а его солдаты обладают большим боевым опытом и рвутся в бой. Однако не дать генеральное сражение он тоже не мог, так как дальнейшее отступление к Москве без серьезного боя подорвало бы боевой дух войск и вызвало бы недоверие к армии в обществе. Учитывая все эти факторы, Кутузов не имел права на ошибку и не мог проиграть предстоящее сражение, и этими условиями был предопределен выбор места сражения.

Место решающего боя было выбрано русскими квартирмейстерами не случайно. Необходимо было найти такую позицию, которая могла бы нивелировала превосходство Великой армии и при этом, позволяя скрытно маневрировать резервами.

Фланги позиции должны были исключать возможность глубоких обходов, также важно было по возможности прикрыть все важнейшие дороги, ведущие на Москву через Можайск. Русская позиция была расположена таким образом, чтобы атакующий противник, прежде чем достигнет дистанции ружейного выстрела, был вынужден форсировать овраги речки Каменки и Семеновского ручья на левом фланге и в центре, а также долину речки Колочь на правом фланге, находящиеся под огнем русской артиллерии. Это позволяло русским войскам мешать противнику проводить координированные атаки и замедляло его продвижение к ключевым точкам позиции.

Сам характер местности предполагал использование различных фортификационных сооружений для усиления ее оборонительного потенциала. В течение трех дней (4-6 сентября) 1812 г. русскими инженерами был произведен огромный объем работ. На холме возле деревни Шевардино был сооружен редут на 5 орудий, предназначавшийся для прикрытия основной русской позиции и для отвлечения внимания противника от подготовки русской армии к решающему сражению.

Разумеется, французские войска предприняли попытку захватить это укрепление, это событие вошло в историю как бой за Шевардинский редут. Русские укрепления отличало применение принципа перекрестного огня, а также широкое использование волчьих ям на подступах к ним. Еще одной особенностью русских укреплений была невозможность их использования противником в своих целях.

Бородинское сражение, на фоне большинства других сражений той эпохи, отличает крайняя ожесточенность сражающихся сторон. Поражение было неприемлемо как для Кутузова, так и для Бонапарта. Поражение русской армии означало поражение в войне, так как никаких резервов, способных восполнить потери, в распоряжении Кутузова не было. Бонапарт также полагал, что в случае поражения шансов на скорую победу в войне у него не остается, чтобы выполнить свой план и захватить Москву, из которой он намеревался диктовать условия мира, ему было совершенно необходимо разгромить русскую армию.

Каждый из полководцев понимал, что противник силен, упорен и опасен, и что добиться победы в предстоящем сражении будет нелегко. Русский главнокомандующий рассчитывал измотать противника, вынужденного атаковать сильно укрепленную позицию, полагаясь на мощную систему фортификационных сооружений. Втянутые в штурм русских укреплений, войска противника оказывались уязвимы для контратак как пехоты, так и кавалерии. Важным условием успеха было сохранение боеспособности русской армии после сражения. Бонапарт, напротив, намеревался прорвать русские позиции, захватить ее ключевые точки, и тем самым, дезорганизовав русские боевые порядки, добиться победы. Сохранение боеспособности Великой Армии также было для него обязательным условием, так как рассчитывать на восполнение потерь и возможность восстановить боеспособность своих войск в глубине враждебной территории было практически невозможно. Он также понимал, что без пополнения запасов провианта, фуража и боеприпасов долго вести кампанию он не сможет. Он не знал, какими резервами располагает Кутузов, и как скоро он сможет восполнить свои потери, так что победа в сражении, причем не просто победа, а разгром русской армии, была единственным возможным для него выходом из сложившейся ситуации.

Русские войска периодически сталкивались на полях сражений с французами. Командование русской армии было знакомо с тактикой противника и его боевыми качествами. Русская пехота, закаленная в войнах с турками и французами, представляла собой грозную силу. Несмотря на то, что русские пехотные батальоны уступали в численности французским, они отличались большей мобильностью и маневренностью. Традиционные качества русского солдата — стойкость, упорство и смелость — отмечались даже противниками. Русская кавалерия отличалась хорошим конским составом и подготовкой всадников, а также большим количеством смелых и инициативных командиров. Артиллерия, оснащенная по последнему слову тогдашней техники, обладала неплохой тактической гибкостью за счет удобной организационной структуры и хорошей подготовки командиров. Большим достоинством русских войск был высокий боевой дух и моральное единство личного состава. Отсутствие языковых барьеров и национальных противоречий, а также единая организационная структура упрощали руководство войсками, что также было немалым достоинством по сравнению с противником.

Бородинское сражение началось ранним утром 7 сентября 1812 г. около 6 часов утра,о всех подробностях этой битвы, вы можете узнать здесь. Для Наполеона генеральное сражение окончилось безрезультатно. Ни одной из поставленных целей он не достиг. При всех тех потерях, которые понесла русская армия, она все же сохранила боеспособность, поэтому назвать сражение победой Бонапарт не мог. В сражении полегла большая часть опытных, закаленных солдат его армии, и никакие резервы не могли восполнить этой потери, будущее кампании также оставалось под вопросом, боевой дух его армии упал. Напротив, М.И.Кутузов имел все основания считать сражение своим успехом, несмотря на большие потери, его армия не дала себя победить и сохранила до конца сражения высокий боевой дух. Линия русских войск не была прорвана, а противник был измотан и обескровлен. Тем не менее, несмотря на всеобщее желание продолжить битву на следующий день, Кутузов отдал приказ о всеобщем отступлении. Он понимал, что без подхода резервов и полноценного отдыха армия не в состоянии продолжать кампанию и довести войну до решающей победы, в то время как потери Бонапарта были невосполнимы, и каждый лишний день войны все больше отдаляет его от удачного для него исхода. Сегодня мы знаем, что это решение было более, чем правильным.

Было бы странным, если бы Бородинская битва не нашла в душах художников, архитекторов, поэтов и композиторов никакого отклика. Сегодня, когда наша страна увы, потеряла ведущие позиции самой читающей нации в мире, можно считать настоящим чудом, что поэма М.Ю.Лермонтова до сих пор не исчезла из школьной программы по литературе. Тем большую гордость ощущаешь, когда знаешь, что декламирование поэмы может быть не только "обязаловкой", но потребностью души, творческим порывом. Думаете это чушь? Ничего подобного! Просто загляните сюда.

Бородинское сражение одно из величайших событий нашей истории, страшное и кровопролитное. Наши знания о тогдашних технологиях достаточны, чтобы понимать, каких огромных усилий стоило сохранить в памяти и донести до потомков то, что не должно было быть забыто. Тем ценнее для нас, наследие, оставленное нам поэтами, мемуаристами и художниками, людьми для которых творчество было единственным способом реализации своих идей, знаний, чувств и чаяний.

Именно таким воплощением творческого "я" стала серия картин знаменитого русского художника-баталиста Василия Верещагина. Эта серия, посвященная войне 1812 года, была начата еще в Париже, и до конца дней она оставалась главным делом художника. Сначала, художник хотел создать сюиту картин о Наполеоне и его русском похоже, но в результате, эмоциональные и исторические акценты были расставлены иначе. Эта серия картин стала национальной исторической эпопеей. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют собой основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России.

Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан". В наполеоновской серии Верещагин выступает даже не как художник-баталист, но как историк и психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Художник старался избегать эскизности исполнения, передать экспрессию фигур, для чего начал изучать театральное искусству, уделяя особое внимание актерскому перевоплощению и приемам построения театральной мизансцены. Как и для большинства реалистов, для Верещагина было крайне сложно воплотить свои замыслы, все, что лежало за пределами непосредственного наблюдения, давалось с огромным трудом, отнимая силы.

Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее, но как ни странно, все обернулось наилучшим образом. После долголетних переговоров и проволочек серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года. Время и история показали, что художник великолепно справился со всеми трудностями.

Бородинское сражение и в наше время вызывает огромный интерес у всех, кому не безразлична история Родины. Особый вид творчества - исторические реконструкции, доказывает этот факт как нельзя лучше. Здесь, вы сможете посмотреть подробный отчет об одной из таких реконструкций, посвященных 200-летию Бородинского сражения. Поэтому, если вы не умеете писать картины и музыку, сочинять романы или стихи, но увлекаетесь историей, пробуйте найти единомышленников в клубах любителей исторических реконструкций. Мы уверены, вас ждет успех в этом начинании!