История одной женщины - о Н.П. Ламановой

http://crealicum.ru/uploads/02_2014_mila/lamanova1.jpg

В истории нашей культуры найдется не мало трагических судеб. Ведь творчество такая субстанция, которая редко вписывается в политические пейзажи. Конечно, не рискну утверждать, что всевозможные революции невозможны без поисков новых форм в искусстве, но все же настоящее искусство и мастерство - вещи другого порядка.

Революционные жернова перемололи не мало талантливых судеб, а какие-то из них даже стерли в пыль, но даже в таких нечеловеческих условиях настоящий талант способен пробить себе дорогу, остаться в памяти потомков и продолжает жить. История сегодняшней моей статьи началась с банального поиска информации об историческом костюме, но увел меня этот поиск немного в другую сторону. Может быть сыграло свою роль мое театральное детство и память о мастерских, где рождались такие красивые наряды, что от одних воспоминаний дух захватывает. Обожала там "зависать", трогать парчу и камушки, наблюдать как шьются балетные пачки и царские одежды.

Это я к тому, что зрительная память невольно выдергивает из огромного количества информации то, что трогает за душу и о чем невозможно не писать. История жизни Надежды Петровны Ламановой как раз такая.

Я и не знала, что моя землячка Н.П. Ламанова была основоположником советской моды. К стыду моему, я вообще о ней никогда не слышала. Может быть потому, что мода никогда не была моим "коньком", а может быть по невежеству.

И сегодня не легко женщине пробивать свою дорогу в жизни, не смотря на то, что возможности наши в плане образования невозможно даже сравнивать с теми, которые могли себе позволить россиянки накануне 20 века. Вот, и у Надежды Ламановой выбор был, мягко говоря, небольшой. Семья осталась без отца и без кормильца в одночасье, и старшей девочке в семье пришлось взять на свои плечи не легкий груз поднимать младший и спасать семью от окончательного разорения.

По окончании гимназического курса девушка решила продолжить образование в школе кройки госпожи О.Суворовой. Это в наши дни модельеры учатся несколько лет в профессиональных колледжах и училищах, а потом продолжают образование в университетах. У Надежда Ламанова прошла лишь двухгодичный курс, но талант, умение впитывать в себя знания помогли молодой закройщице довольно быстро встать на ноги. Всего за шесть лет мастер смогла открыть свою мастерскую, открыть школу прикладного искусства и приобретает широкую известность в богемной среде.

http://crealicum.ru/uploads/02_2014_mila/lamanova3.jpg

Эта талантливая женщина постоянно повышает уровень своего профессионального образования. Начинаются поездки в европейский центр моды Париж, читает книги по истории, живописи и этнографии, с завидным упрямством, так свойственным ее натуре, она буквально зубрит историю национального костюма – и вовсе не считает это занятие пустой тратой времени.

В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Н.П.Ламанову во МХАТ, а 1902-1903 годах Н.Ламанова участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге наряду с признанными французскими фирмами П.Пуаре, Редферн, сестер Калло.

Н.П.Ламанова была первым модельером, который оценил по достоинству конструктивные поиски знаменитого французского модельера П.Пуаре, благодаря которому женский гардероб избавился от вечного корсета. С позиции наших сегодняшних знаний об Октябрьском перевороте 1917 года, о том, что за ним последовало, даже представить сложно, что мастер, имеющий статус поставщика двора Его Императорского Величества остается в России, но Н.П.Ламанова осталась. Не смотря на то, что потеряла все, что имела - мастерскую, оборудование, имущество, статус, художница продолжала творить. По ее инициативе в 1919 году организуется Мастерская современного костюма с настоящей новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для строителей новой жизни.

Н.П.Ламанова участвовала в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских», но даже это не спасло ее от ареста и Бутырки. Мы знаем, что в те годы, государственная машина еще не работала в таких масштабах, как в 30-е годы, когда о надеждах о спасении даже думать в голову не приходило. Н.П.Ламанова избежала печальной участи все же благодаря своему уникальному таланту.

В период с 1919 по 1924 годы Надежда Ламанова разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке. В 1925 году ее модель получает «Гран-при» на международной выставке "Art Decoratifs" в Париже «за костюм, основанный на народном творчестве». Эти платья произвели такой фурор, что стиль "a la russe" стал чрезвычайно моден в Европе.

Платья Ламановой были представлены на выставке с полагающимися аксессуарами — обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша. В то же время Надежда Ламанова и Вера Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту». Окрыленная успехом, Ламанова совершает попытку создать школу моды в Советской России — Студию художественного производственного костюма. Она выступила с несколькими статьями в журналах "Ателье" и "Красная нива", где сформулировала принципы реформирования модельного дела. В этот же период мастер создает коллекцию моделей на основе этнических мотивов народов Севера, и эти модели предназначены для продажи за границу. Затем следует коллекция меховых изделий для выставок в Лейпциге и Нью-Йорке.

И практически всю свою жизнь мастер "одевает" театральные постановки и кинофильмы. Достаточно вспомнить о таких фильмах как «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», "Иван грозный" и «Ревизор», чтобы понять масштабы деятельности Н.П.Ламановой на этом поприще. Честно говоря, в голове не укладывается, как она все успевала, да еще с такой отдачей. Увидеть эти работы можете и вы, заглянув на эту страничку.

15 октября 1941 года восьмидесятилетняя Н.П.Ламанова умерла от сердечного приступа - МХАТ, в котором она в то время работала, эвакуировали, а Надежду Петровну мягко говоря, забыли. Как тут не вспомнить о Чеховском "Вишневом саде", где хозяева забыли старого верного Фирса.

К сожалению, особенность работы мастера была таковой, что до нас практически не дошло ни одной выкройки и очень мало эскизов ее платьев. Надежда Петровна работала по вдохновению, накалывая ткань непосредственно на своих моделях. Хорошо еще, что самые знаменитые ее платья из гардероба последней российской императрицы попали в Эрмитаж. Не могу сказать, что мне нравится титул, который присвоили этой замечательной женщине - "русская Шанель", но с чем действительно не поспоришь, так это с тем, что Надежда Петровна была революционером в мире моды. На этой страничке вы сможете увидеть документальный фильм, посвященный Н.П.Ламановой.

http://crealicum.ru/uploads/02_2014_mila/lamanova2.jpg http://crealicum.ru/uploads/02_2014_mila/lamanova4.jpg http://crealicum.ru/uploads/02_2014_mila/lamanova5.jpg http://crealicum.ru/uploads/02_2014_mila/lamanova6.jpg