Утонченная красота камей

http://crealicum.ru/uploads/mila_01_2014/kameja5.jpg

Камеи справедливо считаются классическим украшением. Камеи вправленные в броши, кулоны, серьги и кольца придают тому, кто их носит особую утонченность, воздушность и удивительную элегантность. История резьбы по камню - глиптика, насчитывает века, и удивительно, что и сегодня популярность этого вида ювелирного искусства не теряет свое лидерство.

Как правило, камеи представляют собой портрет или сюжетную сценку. Изображение вырезается в виде барельефа. Чаще всего для изготовления камей используют многослойные драгоценные и полудрагоценные камни - яшма, агат, сердолик, оникс, янтарь и камни из семейства кварцевых, а еще ракушки с толстым слоем перламутра. Именно за счет многослойности и "играющей" структуры материала достигается выразительность образа, изображение получает своеобразную естественную подсветку.

http://crealicum.ru/uploads/mila_01_2014/kameja3.jpg

Кстати говоря, утонченность камеи подчеркивает и оправа, в которую ее вставляют. Золото, жемчуг, драгоценные камни в оправе заставляют камею звучать. Камеи великолепно себя чувствуют среди кружев и цветов, подчеркивая женственность ее обладательницы.

Вы наверняка не знали, что Екатерина II буквально "болела" камеями, и благодаря этой "болезни" камнерезное искусство уральских мастеров, также как разработка новых месторождений драгоценных и полудрагоценных камней на Урале вышли на новый уровень, практически промышленный. В письме к одному из французских просветителей она писала: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции императрицы был ограничен, её могли видеть не многие.

Благодаря великой императрице и ее любви к камеям, было положено начало одной из самых великолепных коллекций этих предметов искусства. Эрмитаж по праву гордится ею.

http://crealicum.ru/uploads/mila_01_2014/kameja4.jpg

Исследователи считают, что слово камея могло произойти либо от персидского chumahäu, либо от латинского camahatus, и возможно, от итальянского chama (морская раковина).

Самые древние камеи дошедшие до наших времен вырезали в IV веке до н.э. и чаще всего эти камеи одноцветные. В III века до н. э. стали появляться многоцветные камеи, и самым популярным материалом для них служил агат. Его многослойность позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов.

Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и их оттенков, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков.

Древние мастера также часто использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки.

http://crealicum.ru/uploads/mila_01_2014/kameja2.jpg

Даже в наши дни резьба по камню очень сложное искусство, не смотря на наличие замечательных инструментов. А представьте себе, каким искусством и мастерством должны были обладать древние художники в те времена, когда камея обрела популярность?

Резьба камей – непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умение видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. По сути, изображения вырезались почти вслепую, так как многие камни, которые использовались в работы были тверже металла. Чтобы их резать нужны были инструменты с абразивом, например порошок корунда или алмазная пыль. Поэтому, когда мастер вытачивал изображение, порошок абразива, смешанный с водой и маслом, закрывал рисунок.

Нужны были многие месяцы, а то и годы кропотливого труда, чтобы камея появилась на свет. Это загадка для меня как можно заранее увидеть сквозь толщу минерала чередование его слоев. Как можно угадать их изгиб и направление так, чтобы не испортить задуманное?

http://crealicum.ru/uploads/mila_01_2014/kameja1.jpg

В наши дни камеи используются не только по прямому назначению. Они еще служат замечательным источником для историков.

Часто на камеях копировали произведения искусства - картины и скульптуры, которые увы, утрачены. Популярным это украшение было во времена королей, императоров, царей, и если вы думаете, что в коллекциях украшений современных модниц камеям места нет, вы очень ошибаетесь.

Сегодня камеи украшают броши, подвески, заколки для волос, кольца-перстни, браслеты и колье. Мастера выбирают сюжеты не только античные, но и современные. Часовая компания Breguet, использует камеи для декора своих часов Reine de Naples. Настоящие часы были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя - Каролины Бонапарт-Мюрат. Часы не сохранились, но в архивах компании смогли найти их описание, которое и легло в основу нового проекта.

Чтобы сомнений в современности камей не осталось и в помине, загляните на эту страничку. Думаю, вам сразу захочется пополнить свою коллекцию украшений чем-то таким же изящным.

В дополнение к нашему рассказу, можно найти много интересной информации о камеях на этих страничках:

Еще один рассказ о камеях
Из монографии О.Я.Неверова - Античные камеи
Несколько интересных экземпляров камей

А для тех, кто все любит делать своими руками, мы припасли специальные мастер-классы. Современные материалы позволяют имитировать даже камни, а это значит, что и камею для себя вы сможете сделать довольно легко:

Камея своими руками - мастер-класс 1
Камея своими руками - мастер-класс 2

Творите с удовольствием и будьте красивыми!