По заветам предков - Род и Рожаницы

Каждую осень Мать-Природа щедро одаривает нас не только красотой пейзажей, но и своими плодами. Поэтому для наших предков-славян осень была особенно важной частью года, и именно с осенью связано очень много славянских традиций.

Одна из таких традиций - праздник Рода и Рожаниц, занимал особое место в годовом цикле и календаре наших предков и доказательств тому не мало. Род и Рожаницы упоминаются во многих древнеславянских рукописях, до наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь Рожаниц — 8 сентября.

По представлениям древних славян, культ Рода и Рожаниц нес в себе идею судьбы и предопределения. Жизнь, со всеми ее радостями и бедами, определялась в момент рождения ребенка. Привычная нам всем фраза "ему так на роду написано" только подтверждает это. Опасности и случайности, подстерегавшие древнего человека со всех сторон, не могли не поражать его фантазию. Все то хорошее и плохое, что с ним происходило воспринималось как влияние добрых или враждебных божественных сил.

Легко догадаться, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия и урожая. Достаточно вспомнить о словах с корнем "род" и "рож". Для славян, занимающихся земледелием, также было совершенно естественным сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ведь жизнь рода и семьи в те времена напрямую зависела от урожая. Поэтому Род был одним из самых значительных божеств в древнеславянском пантеоне, олицетворявшее Создателя жизни на Земле. Рожаницы всегда являлись неизменными спутницами Рода. По мнению одних исследователей древнеславянской мифологии они были дочерьми Рода, другие придерживаются мнения о том, что культ Рожаниц появился в эпоху матриархата, задолго до появления культа Рода. Поэтому, почитание Рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению имел огромное значение.

[cut]

Возможно, корни культа Рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы — берегини. С культом Рожаниц исследователи связывают мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, которые считались не только хозяйками мира, но и покровительницами человеческой судьбы. От них зависело какой будет эта судьба, счастливой или несчастной. Небесное воплощение Рожаниц - два созвездия - Большой и Малой Медведицы, которые наши предки называли лосиными.

В день праздника Рода и Рожаниц, традиционно исполняли обряд похорон мух. Похороны устраивались девушками, которые вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и с шутливой торжественностью, с плачами и причитаниями, а потом выносили из избы, чтобы предать земле. Во время выноса нужно было гнать мух из избы рукотерником или полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь». Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что «мушиные похороны» становились своеобразными смотринами, ведь осень - пора свадеб. Девушки старались использовать этот обряд, чтобы показать свои достоинства возможным претендентам- в женихи.

После «похорон» проводился обряд охоты на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами должны были быть пойманы парнями-охотниками. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускали, а вторую вели к капищу, где также отпускали, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.

Эти игрища начинались с хоровода, который водили около самой старшей из женщин, держащей в руках хлеб из овсяной муки. По окончании хоровода хлеб делили и раздавали для лечения людей и домашних животных.

Рожаницы особенно почитались нашими предками, поскольку считалось, что они помогают женщине забеременеть, благополучно выносить, родить ребенка и вырастить его. Поэтому поклонение Рожаницам выражалось не только в обрядах и праздниках, но и в прикладном искусстве, например в вышивках, украшавших предметы одежды, головные уборы, а также предметы домашнего обихода.

Основной элемент такой вышивки - стилизованная женская фигура. Женщина с поднятыми ладонями олицетворяла богиню-рожаницу Макошь, а с опущенными ладонями - Ладу. Часто этих богинь изображали с лосями или оленями по бокам. В коллекциях краеведческих и этнографических музеев можно встретить образцы вышивки, где основная фигура богини-рожаницы окружена деревьями, птицами, животными и солнечными знаками, а из тела самой богини прорастают ветви. Под влиянием этой традиции появилась еще одна - вышивка специальных оберегов-рожаниц. Считалось, что они должны помочь женщине забеременеть, выносить и родить здорового ребенка. Вышивать такие обереги следовало на десятый или четырнадцатый лунный день, при чем, сделать такой оберег для самой себя было нельзя, также как заставить или уговорить кого-то сделать это. Только оберег, сделанный по собственной воле и от души кем-то из кровных родственников обладал наибольшей силой. Если вы хотите вышить такой оберег для кого-то из своих родных, узоры можно найти здесь.

Мы уже упоминали о том, что положение беременной женщины в древнеславянской общине было особенным. Причина в том, что согласно древним представлениям, все души умерших предков живут в потустороннем мире, и человеческое тело лишь временное жилище души, в которое она заключается при рождении или зачатии ребенка. Душа человека бессмертна и вовлечена в круг бесконечных перевоплощений, поэтому душа приходит в мир людей из жилища предков, когда решает продолжить свой земной путь и воплощается в тело младенца. Беременная женщина, вынашивающая ребенка – в прошлом предка, оказывалась на границе между двумя мирами: миром людей и миром душ. Осуществляя связь между мирами, являясь выражением вселенского закона, беременная носила в себе магическую силу и находилась под покровительством обожествленных Предков-Прародителей. Обидеть беременную женщину означало нанести оскорбление всем предкам и прогневить их, а также нанести вред всем живущим и будущим потомкам. Существовало представление, что души родственников могут воплощаться только в пределах своего рода, поэтому каждый ребенок во чреве считался душой воплощающегося в тело родственника – дедушки, прадедушки, прапрабабушки. Каждый ныне живущий человек после своей кончины мог получить новую жизнь в новом теле только у своих внуков или правнуков. Не желая наносить вред своему роду, а значит и самому себе, к беременной всегда стремились относиться очень почтительно и заботливо. Не говоря уже о религиозном страхе перед богами и гневом умерших, к общине которых рано или поздно должен был присоединится всякий.

Как только домашние начинали подозревать женщину в том, что она беременна, эмоциональная обстановка вокруг нее сразу смягчалась. Каждый член общины был обязан выполнять определенный неписанный закон, за соблюдением которого строго следили, ведь невыполнение его грозило навлечь гнев Рода, Рожаниц и предков. В целом, описать этот свод жестких правил можно так:

- Нельзя отказывать беременной в ее просьбах, какими бы они ни были, если она просит что-либо купить для себя. Необходимо удовлетворять все желания и прихоти беременной в еде, подкармливать ее лучшими продуктами. Отказать беременной в ее желании съесть какой-либо продукт считалось непростительным грехом.

- Нельзя обойти беременную подарком на праздники. Если шли в гости в дом, где есть беременная, то обязательно несли ей гостинец или подарок, совершая тем самым маленькое «жертвоприношение» для обеспечения своего собственного благополучия.

- Нельзя оскорблять и ругать беременную даже за глаза, устраивать в ее присутствии скандалы или ссоры, браниться и выяснять отношения. Тем более нельзя устраивать в ее присутствии драку. Традиционно беременную женщину оберегали от ссор, стремились не раздражать ее, чтобы не испортился характер ребенка.

- Беременную следует оберегать от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась, не увидела что-либо некрасивое или уродливое.

- Необходимо показывать беременной только красивое, особенно красивые человеческие лица, чтобы будущий малыш был красив и здоров.

- Беременную необходимо ограждать от тяжелых работ, а если этого не удается сделать в полной мере, то обязательно нужно помогать ей в их выполнении. Беременная никогда не выполняла работы, связанные с подъемом тяжестей; для нее полностью исключались бег, прыжки, резкие движения, толчки, подтягивания и все то, что могло вызвать сотрясение ее тела и повредить ребенку, а также любые ситуации, где возникал бы риск падения и ушиба, что могло привести к травме или гибели плода в утробе матери, вызвать преждевременные роды.

- Надо окружать беременную атмосферой доброжелательности и чуткости, проявлять по отношению к ней заботу и ласку. Отказ беременной в ласке и заботе являлся чуть ли не святотатством, потому что считалось, что от этого портится характер младенца.

- Необходимо прощать беременной все ее странности и потакать всем ее фантазиям и странным желаниям. Считалось, что таким образом в ней говорит душа дитяти.

Нельзя таить на нее обиду. Если беременная просит прощения, было грехом не извинить ее. Однако всегда старались предупредить эту ситуацию и сами шли к ней, чтобы уладить отношения. Существовал обычай «прощенных дней», когда все родственники за 1–2 месяца до родов приходили просить прощения у беременной, а она в свою очередь просила прощения у них. Такие обряды, когда прощались все вольные и невольные обиды, могли повторяться чуть ли не каждую неделю, поскольку считалось, что непрощенная обида могла привести к несчастью во время родов.

- Беременным женщинам никогда не отказывали в употреблении молока и молочных продуктов. Все желания беременной женщины относительно съестного должны были выполняться по первому требованию, так как справедливо считалось, что «этого требует душа младенца». Как правило, беременную прикармливали дополнительно, давая ей отдельно от других более питательную пищу.

- Для успешного вынашивания беременности считалось важным не только полноценное питание, но и физическая подготовленность женщины, которая, к тому же, играла очень важную роль в течение и исходе родов. Издавна для беременной считались полезными и всегда допустимыми ходьба, повороты, наклоны, приседания и всевозможные движения из положения «на четвереньках». По деревенским представлениям, все эти движения были безопасными и шли ей на пользу, поскольку могли принести облегчение в родах. Поэтому «брюхатую бабу» направляли на те работы, которые были связаны с этими движениями, например, жатва, стирка, мытье полов,

— сбор ягод.

Тема древнеславянских праздников неисчерпаема и может стать источником вдохновения для любых творческих проектов. Предлагаем воспользоваться подборкой ссылок, которые позволят вам освоить не только традиционную славянскую вышивку, но и другие виды ремесел.

Традиционная славянская вышивка
Традиционное славянское ткачество
Резьба по сувелю
Плетение из корня
Гончарное дело
Кузнечное дело
Плетение из трав
Тряпичная кукла

Творите с радостью и удовольствием!